Рисунки на полу
«Рисунки на полу», взгляд Таисьи Акуловой на Просмотр в Детской Академии
Вхожу в просторный светлый зал, и сразу вижу, что здесь происходит что-то особенное. Ожидаю увидеть картины на стенах, и они здесь, конечно же, есть. Но и пол покрыт мозаикой художественных работ. Разместившись на гладком кафеле, группки рисунков представляют результаты усилий юных художников. И здесь сплетаются игра фантазии и применение уже профессиональных навыков, недоступных мне – стороннему наблюдателю. Перехожу от группки к группке, рассматриваю работы, и всё мне кажется красивым. И за каждым рисунком стоит история, постепенно крепнущая рука будущего мастера и формирующаяся творческая личность. Вызывает уважение тот путь, который проходят ребята, чтобы вырасти и стать настоящими художниками… А сегодня просмотр, и на рисунки на полу смотрю не только я.
Вот ученики: они следуют за педагогами шаг за шагом, прислушиваясь к их словам. Что они чувствуют в этот момент? Прежде всего, волнение – это, не задумываясь, отмечают все, с кем я разговариваю. Для кого-то это первый просмотр в Детской Академии, а потому волнение чувствуется вдвойне. Для кого-то просмотр уже стал нормой обучения, но все равно волнительно, как будут оценены работы за последний период. А ведь есть еще самокритика, и что-то из собственных работ нравится меньше. Но, тем не менее, прогресс виден, и это вдохновляет, и впереди для некоторых ребят уже маячит мечта связать свою будущую профессию с художественным творчеством.
Вот педагоги: они останавливаются над каждой группкой и обсуждают. Опытный взгляд профессионала видит то, что не в состоянии разглядеть сторонний наблюдатель. Вот здесь ученик не боится «брать плотное пятно», а здесь хорошо получилась композиция, а здесь уже проявляется индивидуальный стиль. Вот педагог спрашивает у ученицы, какая из работ больше нравится ей самой, и отмечает, что вышло хорошо, а над чем стоит поработать. Проставляются оценки, выбираются лучшие работы. И весь процесс для педагога связан с профессиональной рефлексией: с размышлениями о том, как лучше преподнести материал и подкорректировать программу, как помочь каждому ученику в его развитии. А ведь и сам педагог развивается и стремится стать лучше в своем деле. И работы его учеников – его результат тоже.
А вот и родители: они, прежде всего, хотят посмотреть на работы своего ребенка. И истории за родительским вниманием стоят разные. Для кого-то художественное творчество – дело семейное, традиция и общая увлеченность. Для кого-то – гордость за неожиданно открывшееся у ребенка дарование. Для кого-то – желание помочь ребенку развиваться в том, что ему нравится. И вот я наблюдаю со стороны, как мама и ее дочь склоняются над рисунками на полу, и видится в этом что-то объединяющее и уютное, что не хочется тревожить вопросами со стороны, ведь такие минуты очень ценны.
А после всей серьезной работы – просмотра, комментариев, оценок – групповая «капуста»! И очень неожиданно увидеть этот момент неформального взаимодействия в среде образования. Так создается более теплая и близкая атмосфера, так уменьшаются границы между педагогом и учениками. Смотря на это, неудержимо тянет улыбаться.
За окном сгущается темнота. Заканчивается время занятий. Нужно собрать рисунки с пола. Нужно готовиться к будущим занятиям. Ведь просмотр – это только выхваченный момент непрерывного развития. Путь продолжается.